ПОЧЕМУ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕАТРЕ ССУТ СО СЦЕНЫ?
"Крайне редко высказываюсь о коллегах, тем более за глаза. Здесь – другое. Нельзя молчать! Был на спектакле «Анна в тропиках». Прекрасный театр – с великим именем, с богатейшей историей – «Электротеатр Станиславский». Новый старый театр открылся после ремонта: уютный зал, современное фойе, качественные туалеты, красивый буфет (Браво!), но зрители приходят на СПЕКТАКЛЬ. Через пять минут после начала спектакля героиня 25 лет вышла в центр сцены и... ПО-ПИ-СА-ЛА. Стоя. Потом героини обступили лужу и обсуждали...
Качество спектакля выношу за рамки – дело художника, дело вкуса. Художник может трактовать любые художественные произведения, как он хочет. Я никогда не был ханжой! Я – за авторское осмысление, за эксперимент в театре! Но в данном случае я хочу быть МЕГАконсерватором. Потерян здравый смысл...
На сцене – джаз-ансамбль, двадцать человек артистов, которые оканчивали театральные училища. Почему никто из них не отказался в этом участвовать, не снял свою фамилию с афиши? Я знал и знаю многих актеров, которые перед выходом на сцену кланяются, здороваются со сценой, уважая традиции театра. Сам испытываю пиетет, когда выхожу на сцену. Огромный труд создать на сцене живой МИР для живых людей в зале, но если на театральной сцене писают, то в зале должны сидеть НЕ ЖИВЫЕ ЛЮДИ.
Где я? В закрытом секретном клубе с тремя XXX? На пип-шоу? Нет. Я – в государственном театре с большим именем. В фойе – лица заслуженных артистов, режиссеров. Коренев, заслуженный артист, ветеран театра, при котором случился актерский бунт, уволивший одного худрука, другого худрука. И вдруг происходит ТАКОЕ. И тихо...
Кто это поставил? Новичок?.. Случайный человек?.. Нет. Александр Огарев работал главным режиссером Краснодарского академического театра, главным режиссером Томского областного театра драмы... Видимо, приехал «покорять Москву»... Может быть, подумал, что «здесь так носят», что так выглядит современное искусство и современный московский театр? Но ведь Борис Юхананов, художественный руководитель, одобрил постановку, под этим подписалось Министерство культуры, назначив художественного руководителя, под этим подписалось Правительство РФ, выделив деньги из бюджета.
Прекрасно, что государство выделяет деньги на эксперименты! Пусть художник экспериментирует над собой! Но если эксперимент – это «написать на сцене», то это эксперимент надо мной, зрителем.
Эта маленькая лужа на сцене, которую написала актриса, превратилась в потоп, в «культурное цунами», которое затопило наше культурное пространство. Где-то плавает в государственной лодке г-н Мединский, в рупор призывая к пропаганде патриотизма в искусстве. Депутаты запрещают мат и курение в кино. Чиновники поделили режиссеров на «любимых» и «не любимых». Теперь какой-нибудь ретивый депутат предложит запретить испражняться на сцене. Решит ли это проблемы культуры? Не решит. Нужен ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ в культурной политике.
Так вот, к чему я?.. Понятно, что Министерство культуры не замечает подобных высказываний, Театр оправдает это художественным решением, пишу для ЗРИ-ТЕ-ЛЕЙ, только вы сможете исправить ситуацию и в театре, и в стране.
Если я когда-нибудь сойду с ума и на моих фильмах, спектаклях – «Цветы для Элджернона» в РАМТе, детском спектакле «Затерянный мир» и других – будет что-то подобное, – просьба: открыто про это говорите, встаньте и выйдите из зала сразу, не дожидаясь антракта. Художник должен знать, что он сошел с ума. Очень, очень жалею, что я вчера не встал сразу и не вышел, а ушел в антракте...
Я верю, что сквозь эту пену, которая почему-то называет себя современным театром, есть настоящий театр, который нужен зрителю".
~ Юрий Грымов, режиссёр